Форум » конюшня, кормление, уход » Как правильно запрягать и седлать лошадь » Ответить

Как правильно запрягать и седлать лошадь

дарья : Как правильно запрягать и седлать лошадь? К седловке и запряжке лошади нужно подходить ответственно и со всей серьезностью, не полагаясь на случай, не надеясь на универсальность дорогого седла и видимое спокойствие лошади. Вот какие советы дает нам справочник по коневодству, настольная книга всех любителей этих прекрасных животных. Виды запряжки Существует несколько видов запряжки: оглобельно-дуговая, комбинированная оглобельно-постромочная, постромочно-дышловая, постромочная. Запряжка бывает одноконная, пароконная, троечная, четверкой лошадей и более. Возможны смешанные парные и троечные запряжки, когда к оглобельно-дуговой запряжке припрягают на постромках одну или две пристяжные лошади; запряжка цугом, когда впереди коренника на длинных постромках пристегивают одну или несколько уносных лошадей. Последовательность оглобельно-дуговой запряжки Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила. Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз. Делать это следует по направлению роста волос гривы. Расправляют шлею и освобождают из-под хомута и шлеи гриву и хвост. Затем берут в одну руку дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую - повод уздечки и выводят лошадь из конюшни. Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 - 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю. Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь. Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед. Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 - 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком. Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны. Повод не должен стеснять движения головы лошади. Протягивают вожжи поверх чересседельника и гужей по обе стороны шеи и пристегивают вожжи к кольцам удил, удерживают вожжи в руке и садятся в повозку с правой стороны. Последовательность постромочно-дышловой запряжки Постромочно-дышловая запряжка - парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. После того как на лошадей будут надеты узды и хомуты, их расставляют с правой и левой стороны дышла, в зависимости от их положения в упряжи. Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и за постромки. Последние закрепляют на вальке в такой последовательности: сначала внутреннюю, а затем наружную постромку. После этого пристегивают вожжи. Постромочная запряжка (без дышла и оглобель) Этот вид запряжки применяется в пристяжке, в сельскохозяйственных орудиях (плуг, борона), на трелевке леса. При выполнении этих работ рекомендуется использовать седелку и чересседельник. Хомут при постромочно-дышловой запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой. Техника седловки лошади Лошадь перед седловкой должна быть тщательно вычищена. Необходимо также проверить состояние спины и холки лошади, для чего провести ребром ладони по холке и спине, сжать холку пальцами. Если у лошади имеются намины, она будет реагировать взмахами головы и хвоста, прогибанием спины, приседанием. Затем надевают узду, осматривают потник. Проверяют рукой внутреннюю сторону потника, чтобы убедиться в отсутствии приставших соломинок, кусочков земли, затвердевшего лота. Все это должно быть удалено с поверхности потника. Подходить к лошади следует с левой стороны; в левой руке держат потник и седло. Взяв потник и седло обеими руками, кладут их ближе к холке и сдвигают назад до правильного положения на спине. Если это не удалось сделать сразу, то следует поднять их над спиной и вновь повторить данное движение. Потник должен располагаться без завертываний, средний шов его должен совпадать с серединой седла, равномерно выступать из-под седла спереди и сзади. Затем перекидывают подпруги на правую сторону. Обходят лошадь спереди, расправляют подпруги, переходят вновь на левую сторону и слегка подтягивают подпругу или подпруги, если их две. При использовании лошади под верхом в гористой местности следует пользоваться нагрудником и подхвостьем; с их помощью фиксируют седло на спине лошади. После того как эти предметы надеты на лошадь, подпруги затягивают накрепко. Подходить к лошади, садиться на нее верхом, спешиваться и расседлывать нужно с левой стороны по ходу движения животного. Техника седловки лошади под вьюк Прежде всего необходимо осмотреть состояние лошади, выяснить, нет ли наминов спины и нагнетов холки. Затем зачистить лошадь, надеть на нее узду-недоуздок. После этого увязать груз и приступить к седловке. Седло накладывают на спину лошади и закрепляют подпругами. Передняя подпруга находится на расстоянии 10 см от передних ног, а задняя от передней - на расстоянии 12 - 14 см. После этого пристегнуть переднюю и заднюю шлейки к седлу. Переднюю шлейку следует расположить так, чтобы она лежала на середине груди лошади и не соприкасалась с горловым краем шеи, а задняя шлейка должна свободно лежать посредине ягодиц и быть хорошо натянутой (между телом лошади и шлейкой должны свободно проходить три пальца, поставленные на ребро). На спине лошадь способна переносить груз, равный примерно трети ее живой массы. Масса вьюка составляет около 120 кг, из которых два боковых по 40 - 45 кг, а верхний вьюк - 30 - 35 кг. Груз прочно фиксируют на седле; он не должен натирать кожу и нарушать баланса лошади. При развьючивании лошади выполняют операции в обратном порядке. После снятия груза лошадь сразу не расседлывают и не ослабляют подпруг, вначале ее выводят в течение 10 - 15 мин. Потом ослабляют подпруги и продолжают выводить лошадь еще 15 - 20 мин, пока она не успокоится. Затем снимают седло и лошадь накрывают попоной. Спустя полчаса-час, если погода благоприятная или лошадь стоит в теплой конюшне, с нее снимают попону и предоставляют полный отдых. Вот так все просто! Ловкость рук - и лошадь готова.

Ответов - 38, стр: 1 2 All

Алиса (Тминовская): неплохо бы еще и фото выставить разных видов запряжки. А то далеко не все могут отличить одну от другой. Так что пожалуйста подкрепите все виды запряжек - фотографиями.

дарья : Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка Одиночная оглобельно-постромочная запряжка Парная постромочно-дышловая запряжка Постромочная запряжка Пара на отлёт Пара дышловая Пара постромочная Пара цугом Русская тройка Квадрига (тачаночная упряжка) Четверик Пятерик "венгерская почта" Многолошадная запряжка

дарья :


savera: у меня есть вопросы,что лучше и удобней для лошади шорка или хомут? какое расстояние должно быть между повозкой и попой лошади т.е,что учитывается при измерении длины оглобель? как определить подойдёт или нет размер хомута или шорки если лошади в "заплечной сумке" не оказалось? какая стандартная ширина повозок и меняется ли она для пони? ..............вопросов море,но к сожалению ответы на них найти не получается. P.S. вопросы для ср-ва передвижения в одну лошадиную силу

Мистика: savera пишет: как определить подойдёт или нет размер хомута Существует двенадцать размеров хомутов – с 0 по 11. Для того чтобы определить размер, проложите сантиметр вдоль основания шеи лошади и измерьте расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученному числу для возового хомута прибавьте 6 см, для легкового или пахотного – 3 см. Ширину шеи положено измерять в наиболее широкой ее части, у основания, циркулем Вилькенса, но если такового в вашем распоряжении нет, подойдет и сантиметр – только обратите внимание (см. рис.), как нужно измерять эту величину. Подбирая размер, помните, что слишком короткий хомут будет затруднять дыхание лошади, а слишком длинный или широкий – сбивать холку. Кроме того, с течением времени хомут обминается, приобретая индивидуальную форму, поэтому нельзя использовать один хомут на несколько лошадей. Размеры готовых хомутов (ГОСТ 3978-47) Номер... Длина (см).......... Ширина (см) ...0..............43........................21 ...1..............45........................23 ...2..............48........................24 ...3..............50........................25 ...4..............53........................26 ...5..............54........................27 ...6..............56........................28 ...7..............60........................30 ...8..............63........................31,5 ...9..............66........................32,5 ...10............71........................38 ...11............74........................40

Мистика: savera пишет: что лучше и удобней для лошади шорка или хомут При сравнении между собой на более или менее тяжелой работе запряжек лошадей в шорку и хомут преимущество было обычно за хомутом. К недостаткам шорки надо отнести следующие. Шорка на теле лошади оказывает давление на меньшую площадь, следовательно при одинаковой силе тяги удельное давление будет больше; вследствие этого увеличивается возможность нагнетов и потертостей на теле лошади в местах давления шорки (на груди и холке). Шорка при сильном натяжении постромок сдавливает грудь лошади с боков. Кроме того, опоясывая грудь лошади спереди и с боков во время работы в дождь, шорка задерживает и впитывает в себя влагу, стекающую с шеи и плеч лошади. При высыхании же она коробится и становится жесткой, что увеличивает опасность появления потертостей на теле лошади. На работах с небольшим тяговым усилием и особенно в условиях передвижения повозки по ровной местности недостатки шорки несколько сглаживаются. В повозках тяговое усилие лошади колеблется, поэтому шорка то сильнее давит на грудь лошади, то, наоборот, когда натяжение постромок ослабевает, давление это снижается. К положительным ее качествам относятся сравнительная дешевизна, простота пригонки и малый вес.

savera: Мистика С_ПА_СИ_БО .Ещё есть ,что-нибудь интересное по упряжи и т.д.

Мистика: Попозже напишу, не сегодня Утомилась немножко от инета

Мистика: Иванова Г.В. Запряжка лошади Практическое руководство Как следует из названия, "тяжеловоз" - это прежде всего тяжело-упряжная лошадь. Хотя в наше время тяжики с успехом используются и под седлом, но рано или поздно у большинства владельцев тяжей возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке. Поэтому я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения. Для начала - о строении сбруи и ее предназначении. Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы. Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

Мистика: 1. уздечка с поводом 2. хомут 3. седелка 4. подпруга 5. шлея 6. чересседельник и подбрюшник 7. вожжи 8. дуга

Мистика: 1. Узда. Служит для управления лошадью. Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак. Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади. 1. удила (трензель) 2. кольца удил (трензельные кольца) 3. суголовный (затылочный) ремень. 4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади. 5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади. 6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади. 7. переносной, для дополнительной фиксации. 8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

Мистика: 2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%). 1. хомутина 2. клещи 3. супонь 4. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой. 5. покрышка 6. войлочная подкладка 7. горт - ремень для пристегивания шлеи. 8. кольца, для вожжей (на основании гужей)

Мистика: Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного - 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части - у ее основания.

Мистика: Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину - на уровне гужевых отворов. Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи. Приблизительно в одетом виде - ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.

Мистика: Хомут подходит по размеру:

Мистика: Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:

Мистика: Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины:

Мистика: 3. Седелка. Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%). Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой). 1. арчак 2. полки 3. потник 4. крышка (кожаная или из линолеума) 5. приструги (горты) 6. дужки, через которые пропускается чересседельник

Мистика: 4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.

Мистика: 5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании. Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь. Состоит из нескольких ремней: 1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту. 2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту. 3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади. 4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый. 5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками)



полная версия страницы