Форум » разное » история » Ответить

история

Мистика: Без прошлого не было бы настояшего, без настоящего не будет будущего... Так давайте вспомним людей, которые внесли немалый вклад в жизнь лошадей и всадников...

Ответов - 5

Мистика: Гэриньер (Первые мастера тренинга и выездки) К XVIII веку в искусстве верховой езды накопился уже огромный опыт. Разнообразие изобретений, трюков, приемов и методов порождало потребность критического анализа их и создания единой системы. Основы такой системы — так называемой классической школы верховой езды — изложил в книге «Школа кавалерии» (1773, Париж) Франсуа Робишон де ля Гэриньер (1688—1751). Он стал законодателем в искусстве верхо'вой езды в такой степени, что его произведение называлось «библией верхового искусства» и почитается и поныне в Венской испанской школе верховой езды. Хотя Гэриньера иногда называют представителем Версальской школы, он в Версале никогда не работал, а содержал частное училище в Париже с 1715 по 1730 год, затем возглавлял старый королевский манеж при дворце Тюильри. Но уже с 1715 года он носил звание «преподавателя верховой езды короля», и стиль выездки, развитый после Плювинеля версальскими мастерами де ля Балле, дю Плесси и учителем Гэриньера де Вандейлем, стал основой его учения. Это направление он защищал и укоренил как «золотую середину» между ускоренной, более искусственной дрессурой Ньюкэстла и отказом от сложной выездки вообще, которое распространялось сторонниками английской охотничьей езды. Кроме того, Гэриньер считал нужным и своевременным отстоять научное отношение к выездке: «Верховая езда может казаться единственным искусством, для изучения которого достаточно только упражняться. Но упражнение без знания основ науки верховой езды является все-таки голой рутиной, необходимым результатом которого будут бесцельная дрессировка и своего рода дешевая элегантность, чем можно обманывать только профанов». Выбор упражнений в книге Гэриньера — одно из главных достоинств. Мы не найдем здесь неестественных упражнений на трех ногах или с вытяжкой передних ног, зато описаны почти все современные упражнения высшей школы, а также семь школьных прыжков и подготовительные упражнения к ним, которые еще культивируются в Венской школе. Нововведениями Гэриньера были контргалоп, менка ног в воздухе и езда «плечами внутрь». Последнее стало ключевым упражнением классической школы, при помощи которого согнутой в боку лошади облегчают путь к высокой степени сбора, сохраняя при этом ее подвижность, гибкость и равновесие. Здесь проявляется основной принцип Гэриньера: развивать лошадь систематической гимнастикой от легкого к сложному. Освоение гармонии взаимопонимания всадника и лошади Гэриньер начал с новой конструкции седла. Он упразднил высокие подушки на передней и задней луках, у колен и седалища всадника, опустив его как можно ближе к спине лошади. Всадник уже не держался в седле силой ног, а сидел свободно на седалищных костях, амортизируя толчки лошади эластичным движением своей поясницы. Положение ног тоже изменилось: ноги были не выпрямлены вперед, а слегка согнуты в коленях, шенкель отведен чуть назад от вертикали и постоянно соприкасался с боком лошади. Так появилась «балансирующая» посадка, которая сохранилась до наших дней. Более чувствительная посадка сделала возможным и более тонкое упражнение. Увеличилась роль центра тяжести всадника, его поясницы и шенкелей вместо шпор и мундштуков. Гэриньер был первым, кто при обучении лошади отказался от сложных мундштуков с разными приспособлениями и стал часто применять трензель вместе с мундштуком, чтобы «не перегнуть» лошадь. В его книге впервые встречается выражение «гармония средств управления». Последовательность развития качеств обучаемой лошади Гэриньер выражал так: «гибкость, послушность, точность». Развитие гибкости производилось гимнастическими упражнениями, среди которых очень важным было «плечами внутрь», но на вольтах и кругах работали в основном только при начальной выездке и то больше на корде. Послушание лошади Гэриньер видит в новом аспекте — прав ли всадник. Он пишет: «Причинами непослушности лошади в основном являются недостаточные способности всадника, в меньшей степени — естественное несовершенство лошади. Непослушность может иметь три мотива: лошадь не понимает, что от нее требуется; лошадь не имеет соответствующих способностей; она не в состоянии достигать требуемого уровня. Если всадник силой требует непонятное, возникает сопротивление. Это само собой разумеется. В таком случае лучше сначала обучать лошадь, чтобы она знала ответ. Далее надо часто повторять упражнение, чтобы знание превратилось в привычку, и так достигается точное подчинение». Здесь, и вообще часто в мыслях Гэриньера проявляются важные принципы классической школы: вместо подавления сопротивления лучше его вовсе не вызывать; подчинение достигается путем привыкания, а не через борьбу с лошадью; выездка является не только обучением, но даже больше этого — физическим формированием лошади. Гэриньера позже упрекали, что он не учит, как именно должен всадник требовать от лошади выполнения разных упражнений, но его задачей было провозглашение общих правил. Однако он дал много отдельных советов и приемов, которые актуальны и сейчас. Он изобрел известный прием, который сам назвал «опустить перед»: всадник отдает полностью повод, проверяя сохранение осанки самой лошадью. Он подчеркнул ценность галопа, как прекрасного средства для расслабления напряженных мышц спины лошади, для обучения лошади искать хороший контакт с рукой всадника, для создания правильного дыхания. И до и после него многие всадники высшей школы очень мало ездили нормальным трехтактным галопом (кентером), боясь потерять максимальный сбор и подчинение. Гэриньер же высказал даже такую мысль: «На охоте лучше всего дать лошади скакать, как она сама хочет.» Правда, сам он в поле не ездил. Ему принадлежит и до сих пор оспариваемый тезис, что пассажу лошадь следует обучать только из пиаффе, а не раньше и другими способами. Он не считал это легчайшим путем, но требовал этого во избежание основных ошибок: аритмии пассажа и «парящего пассажа» с отставленным задом. Так он проявил еще одну мудрость классической школы — лучше вовсе не сделать упражнение, чем сделать это искаженно. Если до Гэриньера ведущие мастера выездки оставили нам отдельные интересные идеи, то наследие Гэриньера богаче: это основы современного понимания выездки как целостной системы. Величайшая заслуга Гэриньера — в совершенствовании искусства верховой езды на основе естественных движений лошади и путем изменения ее равновесия, а не через сложные сигналы и рефлексы. Р.КОЛЛОМ

Мистика: Алексей Григорьевич Орлов Одной из наиболее ярких личностей в истории русского коннозаводства является А. Г. Орлов, создавший знаменитую орловскую рысистую породу лошадей, так нужную государству для сельского хозяйства, армии, междугородних сообщений и городского транспорта. О творческой деятельности Орлова можно сказать, что как гениальный скульптор создает нужные ему скульптуры или как талантливый художник пишет уникальные картины, так и он путем сложного воспроизводительного скрещивания лошадей арабской, датской и голландской пород создал орловского рысака. Родился А. Г. Орлов в 1737 году. Отец его Григорий Иванович, генерал-майор, а после ухода в отставку новгородский губернатор. Получив в доме отца своего воспитание, соответствующее тому времени, Орлов еще в молодые годы удивлял всех ловкостью и необычайной силой. Он гнул подковы, завивал узлами кочергу. О необыкновенной силе его говорит такой факт, Осматривая скульптуру «Петровская баталия», изготовленную на заводе М. В. Ломоносова из нескольких десятков тысяч разноцветных камней, имеющую значительный вес, Орлов обратил внимание Михаила Васильевича на то, что фигура Петра на коне не попадает под солнечные лучи, и что станок и скульптуру, укрепленную на нем, надо сдвинуть. На что Ломоносов ответил ему: «Легче солнце повернуть, чем станок». Но Орлов со второй попытки станок сдвинул, и фигура Петра попала под солнце. Изумленный Ломоносов зааплодировал. В действиях Орлов отличался решительностью, бесстрашием. Неукротимые буйные силы жили в этом необычайном человеке. А. Г. Орлова мы особенно ценим как отечественного героя. Его имя прогремело по всему миру в русско-турецкую войну 1769—1774 гг. В течение 5 лет (1770—1774) он был командующим русским флотом в водах Эгейского моря. 26 июня 1770 года под его командованием при Чесме в ночном бою был разгромлен неприятельский турецкий флот. За эту победу Орлов был награжден высшим боевым отличием русской армии — орденом Георгия первой степени, и его стали именовать Орловым-Чесменским. Кроме того, в ознаменование Чесменского боя в честь Орлова была учреждена медаль с его портретом, соответствующей надписью на лицевой стороне и благодарственной надписью на оборотной стороне медали. В 1775 году герой Чесмы навсегда ушел от военной службы и стал трудиться над созданием и совершенствованием рысистой и верховой пород лошадей. 30 лет потребовалось ему, чтобы получить четыре поколения лошадей. «Столь блистательные результаты были достигнуты им не случайно, а глубоко обдуманным планом и неукоснительным его выполнением»,—писал проф. П. А. Дубовицкий, ссылаясь при этом на другие конные заводы, в частности на завод Д. Н. Шереметьева, который за 40 лет коннозаводской деятельности (1780—1820) купил 70 жеребцов-производителей 9 пород, а А. Г. Орлов купил 41 жеребца тоже 9 пород. Однако Шереметьев не создал никакой новой породы лошадей. Чтобы произвести от арабского жеребца Сметанки резвую, сильную и красивую упряжную лошадь, Орлов скрестил его с ширококостной длинной датской кобылой. От этого типа межпородного скрещивания в 1778 году получен Полкан I, обладающий силой и другими качествами родителей. Но Полкан I не удовлетворил полностью Орлова. Он не имел достаточной гармонии в экстерьере и кроме того не имел вполне свободных движений. Возникла потребность исправить эти недостатки, и Орлов скрещивает с Полканом кобыл голландской породы, отличавшихся именно теми достоинствами, которых не хватало Полкану I. От такого межпородного скрещивания в 1784 году родился Барс I, представляющий собой тот самый тип, к воспроизведению которого стремился Орлов. Барс I соединил в себе положительные наследственные качества трех пород: арабской, датской и голландской. Через своих сыновей и дочерей он оказал могучее влияние на породу, поэтому впоследствии он был назван родоначальником орловской рысистой породы. О Барсе 1 В. И. Коптев писал, что «он был большого роста, соответствующие росту имел правильные все части тела, имел легкость, большую силу и бежал рысью отлично, резво». Но и он полностью еще не удовлетворил Орлова из-за несколько спущенного зада и грубоватой шеи. Поэтому для исправления недостатков, имевшихся у Барса, Орлов провел новые опыты. Для придания потомству большей сухости и породности он подбирает к Барсу 1 кобыл восточно-мекленбургского комплекса. Так были получены два самых знаменитых сына Барса I — Любезный I, 1794 г. и Лебедь I, 1804 г. От этих двух жеребцов происходит большинство мужских линий в породе. А. Г. Орлов спаривал Барса 1 и с выводными из Англии кобылами. Для этих целей, как убедительно показал В. О.Витт, использовали полукровных упряжных кобыл — родстеров. Такое скрещивание закрепляло рысистые качества и способствовало повышению выносливости и дистанционности потомства. В основу заводской работы А. Г. Орлов положил правильные методы племенной работы как в отношении подбора пар для спаривания, так и отбора для дальнейшего разведения. Отбор лучших племенных лошадей для дальнейшего использования осуществлялся на основе оценки по потомству в отношении производительности и безупречности в телосложении. Как правило, как бы ни резва была лошадь, но если она не удовлетворяла требованиям к экстерьеру, она в завод не допускалась, и наоборот, как бы хороша ни была лошадь экстерьером, она не допускалась в завод, если не проявляла требуемой резвости. А. Г. Орлов при создании орловского рысака чисто эмпирически сумел нащупать и блестяще осуществить, может быть, впервые в мировой практике разведение лошадей по линиям. Использование этого метода разведения позволило создать генеалогически сложную, неоднородную структуру новой породы. Для закрепления ценных качеств нередко применялось родственное и даже близкородственное спаривание внутри отдельных линий. Последующее сочетание таких линий дало возможность получить большое количество хороших лошадей, таких как Барс II, Горностай IV, Кролик I, Летун 1, Любимец II (от сочетания линий Лебедя 1 и Любезного I), Лебедь IV (от сочетания линий Лебедя 1 и Кролика I). Начало созданию линий положил А. Г. Орлов. Им были заложены несколько линий лучших сыновей Барса I. К ним относятся линии Похвального I, 1792 г. р., Барсика Большого, 1792 г. р., Любезного I, 1794 г. р., Доброго I, 1794 г. р. Ученик А. Г. Орлова В. И. Шишкин не только продолжил работу с линиями, но и творчески развил и усовершенствовал этот метод. Он добился блестящих успехов в работе с линиями Любезного I и Лебедя I. Им созданы некоторые новые линии, в частности Полкана III (внука Лебедя 1). Вопросам выращивания молодняка в Хреновском заводе придавалось исключительное значение. Молодняк получал высококачественое сено. «Сено для жеребят держать самое лучшее с лугов, где растет дятлина (клевер) или другая какая мягкая трава. Такие места приказать за несколько времени до настоящего сенокоса выкосить, чтобы трава имела в себе полный свой сок, пока она не очень созрела, и дать хорошенько высохнуть, и, чтоб не слеглась, класть лучше не стогами, а в сарае. Такой корм для жеребят не только сытен, но и лекарство» (Труды Вольного Экономического Общества, 1767, т. VI, с. 51—52). Кормление жеребят таким сеном вместе почти с 6-месячным пастбищным содержанием вело к формированию здоровых лошадей с хорошо развитым крепким костяком, правильными конечностями, к стимулированию развития и усиленному функционированию пищеварительного аппарата. В общем комплексе мероприятий одним из важнейших является целеустремленный тренинг рысистых лошадей на резвость и выносливость и притом со строжайшей правильностью движений и с быстротой, проверяемой по секундомеру. Бег на короткие дистанции — 4 конца по 200 сажень (427 м) — обеспечивал стройность, правильность и изящество движений. Для развития выносливости рысаки шли дистанцию длиной в 18 км в экипажах (в дрожках летом, в санях зимой) переменным аллюром (шаг — рысь). «По приезде на двор своего московского дома А. Г. Орлов обходил каждую лошадь, внимательно осматривал ее бодрость или усталость, особенно тщательно прислушивался к дыханию. Повторяя неоднократно такие опыты, он безошибочно выводил заключение о способностях, силе и достоинстве лошадей и тогда из избранных сам назначал в производители» (В. И. Коптев. «Материалы для истории русского коннозаводства». 1887, с. 76). Выдержавшими испытания признавались те лошади, которые оканчивали пробег бодро и свежо, на правильном ходу, со свободным дыханием и без признаков утомления. А. Г. Орлов создал правила езды на рысаках и научил этим правилам своих наездников, которые передали их своим ученикам. Так создавалась орловская школа езды на рысаках, а сам Орлов явился основоположником русской школы наездников. Блестящий успех А. Г. Орлова во многом объясняется тем, что он привлек в качестве непосредственных помощников знающих и трудолюбивых умельцев. Самым любимым и талантливым учеником его был В. И. Шишкин. К числу лучших помощников принадлежали управляющий конным заводом Иван Никифорович Кабанов и ветеринарный врач И. П. Корчагин, работавший в заводе со дня его основания до 1826 года, т. е. в течение 47 лет (оба из крепостных крестьян). Консолидировать породу в полной мере А. Г. Орлов не успел. Эту работу в дальнейшем с большим успехом выполнил В. И. Шишкин. Орловской рысистой породе лошадей более 200 лет, и слава ее за это продолжительное время не померкла. Она является национальной гордостью. По данным породного учета, на 1 января 1980 года насчитывалось 552 тыс. лошадей этой породы. Орловский рысак наряду с русским рысаком остается основным улучшателем в массовом коневодстве. По утверждению проф. П. Н. Кулешова, орловский рысак на улучшение коневодства оказал больше влияния, чем все другие породы вместе взятые. Главные задачи в работе с орловским рысаком, на мой взгляд, заключается в следующем: во-первых, сохранить уникальный тип породы (крепость конституции, калибр, гармоничность сложения, нарядный экстерьер), во-вторых, повысить резвость, залогом чего служит рекорд Пиона 2.00,1 и резвость его многочисленных потомков. Орловскую породу необходимо сохранить. Кроме орловской рысистой породы А. Г. Орлов создал орловскую верховую лошадь, которая, по выражению В. О. Витта, отвечала в полной мере социальному заказу эпохи и сразу встретила полное признание и широкое распространение. Умер А. Г. Орлов 6 января 1809 года (24 декабря 1808 года по старому стилю) на 72 году жизни. П. БАРЫШНИКОВ

Мистика: Из истории дальних конных переходов Потребность в верховых лошадях, обладающих силой и выносливостью, резвостью и красивой статью была в России всегда. Нужда в таких лошадях обусловливалась целым рядом причин: военной необходимостью, плохим состоянием дорог, принятым среди русской знати церемониалом нарядных выездов и смотров. С 1756 года в России, как и в странах Западной Европы, начали организовывать турниры и состязания, где демонстрировались искусство наездника, красота, выезженность лошади, точность и гармоничность ее движений. С 1766 года в Петербурге стали проводить так называемые «Рыцарские карусели», в программу которых входили бои в конном строю на копьях и палицах, фигурная езда под музыку. С 1872 года неподалеку от Петербурга в районе Красного Села стали организовывать скачки с препятствиями — стипль-чез, а несколько лет позднее — пяти- и двадцатипятиверстные скачки по сильнопересеченной местности. Интересно отметить, что и сейчас эта станция, в окрестностях которой проходили скачки, носит название «Скачки», и многие пассажиры пригородных поездов, отправляющихся в путь с Балтийского вокзала Ленинграда, не подозревают о происхождении названия станции. В 1889 году впервые в истории отечественного конного спорта был совершен дальний пробег в 2633 км из Дубны (бывшей Полтавской губернии) через Киев и до столицы Франции Парижа. Героем пробега был корнет 26-го Бугского драгунского полка Михаил Васильевич Асеев. Весь путь от Лубны до Парижа он проделал за 33 дня, просидев в седле 339 ч 45 мин. Переход осуществлялся на двух лошадях: англо-донской породы кобыле Диане и ремонтной кобыле Влаге, купленной М. В. Асеевым для похода на собственные сбережения. Пробег проводился по туркменскому обычаю «о двуконь» — одна из лошадей шла под всадником, другая несла поклажу, и так попеременно. В начале пробега Асеев преодолевал за день около 45 верст, а после некоторой тренировки довел скорость продвижения до 108 верст в день. В Париже, в момент прибытия туда М. В. Асеева, проходила Всемирная выставка, и русский герой-кавалерист сразу же оказался в центре внимания многочисленных посетителей выставки и представителей прессы. Более 200 журналов поместили статьи с восторженными откликами на этот дальний конный пробег. В России у Асеева появились последователи. Так, с 7 ноября 1889 года по 19 мая 1890 года продолжался конный переход по маршруту Благовещенск—Москва—Петербург Дмитрия Николаевича Пашкова — сотника Амурского казачьего войска. Отважный конник преодолел 8283 версты. В 1895 году сослуживец Д. Н. Пашкова сотник Иван Егорович Кенике проделал путь из Петербурга в Читу за 112 дней, покрыв расстояние в 6569 верст, Исключительным по своей неповторимости был конный переход из Харбина в Петербург (9000 верст) казачки Александры Кудашевой. Смелая женщина вместе с мужем—войсковым старшиной—участвовала в русско-японской войне 1905 года и за храбрость и отвагу в боях была награждена медалью. В дальний конный пробег она отправилась на своем верном иноходце Монголике по походному обычаю налегке. Необходимые вещи и припас продуктов были уложены в дорожный вьюк, крепко притороченный к седлу. Одетая в черкеску, шаровары, сапоги и папаху, вооруженная револьвером и охотничьим кинжалом, отважная казачка провела в пути целый год. Позади остались глухая тайга, лесные чащобы, каменистые сопки, тяжелые переправы через бурные реки, болота. Как бы ни уставала она за день, никогда не забывала прежде всего почистить и накормить своего верного и безотказного спутника Монголика. Во всех петербургских газетах и журналах летом 1913 года были помещены статьи с фотографиями отважной амазонки. Например, журнал «Огонек» (№ 37) писал: «Ни на шаг не отходит сибирячка-наездница от своего скакуна, каждый день его кормит, чистит и даже моет. На ночевках она ложится рядом с ним, деля все трудности тяжелой дороги». С развитием железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта нужда в лошади несколько снизилась. Но лошадь всегда была и будет верным другом и помощником человека. В годы первой мировой и гражданской войн в России были уничтожены многие тысячи лошадей ценнейших пород, коневодству был нанесен тяжелый урон. После гражданской войны конный спорт в нашей стране становится подлинно массовым явлением. Конноспортивные состязания и национальные игры получают заслуженное признание. Советский конный спорт ведет свою родословную с 1923 года—с момента организации соревнований конников .Красной Армии. Тогда в конноспортивных состязаниях приняли участие сотни конников. Были организованы пробеги на 450 км из Ростова-на-Дону в Харьков и на 100 км. Среди 36 участников пробега были выдающиеся полководцы гражданской войны К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный. 10 июля 1928 года состоялся финиш дальнего конного пробега по маршруту Ленинград — Харьков (свыше 1500 км) группы спортсменов-конников из общества «Динамо». Весь путь они прошли за девятнадцать дней. Примечательно также и то, что в дальних конных переходах активное участие принимали женщины-конники. Так, в 1935 году семь жен командиров-пограничников совершили конный пробег от советско-финской границы до Москвы (900 км) за десять ходовых дней. В этом же году 25 девушек-колхозниц из республик Средней Азии проехали 600 км по зыбучим безводным пескам пустыни Каракум и финишировали в Ашхабаде. 22 августа 1935 года москвичи и гости столицы встречали на Красной площади посланцев далекой Туркмении. Конники этой республики, стартовав в Ашхабаде 30 мая, прошли 4300 км тяжелейшего пути до Москвы за 83 ходовых дня. Путь их лежал по безводным пескам Каракумов, болотистым берегам Амударьи и тогда еще практически неисследованным просторам плато Усть-Урт. Подобных пробегов по трудности и протяженности маршрута в то время в мире не было. В 1936 году студенческий конный отряд Харьковского механо-машиностроительного института прошел дорогами легендарного рейда Первой Конной армии по тылам белой армии Деникина. С 8 по 27 июля конники-студенты проделали 700 км по маршруту: Харьков — Борислав — Каховка—через Днепр—Турецкий перевал—Перекоп— Армянск. Комиссаром отряда был студент Михаил Семко, ныне профессор, ректор института. Л. ДАНИЛОВ


Мистика: Кони на монетах Отец истории Геродот заверял, что лидийцы первыми начали чеканить и ввели в обиход золотую и серебряную монеты и первыми занялись мелкой торговлей. Согласно легенде, пальма первенства в том принадлежит лидийскому царю Крезу, чье имя на протяжении десятков веков было синонимом обладания богатством. Но лет 20 назад археологи раскопали монетный двор лидийских царей, и теперь считается, что первой монетой является статер из электрума — редкого природного твердого сплава золота и серебра, отчеканенный во время правления лидийского царя Гигеса (687—654 гг. до н. э.). Среди большого числа статоров отметим так называемый «статер с Пегасом» — серебряную монету коринфской чеканки с мифологическим крылатым конем. Пегас относится к изображениям, встречающимся на римских тяжелых деньгах, а также на монетах Римской империи. Изображение Пегаса мы видим и на современной монете Италии номиналом в 10 лир (рис. 1). На другой итальянской монете достоинством в 20 лир (рис. 2) изображена квадрига — триумфальная античная колесница, запряженная четверкой лошадей. Квадрига управляется божеством и является символом победы. На рис. 3 изображен сюжет, варьируемый на многих английских монетах (здесь — достоинством в 1 крону): всадник, поражающий копьем дракона — олицетворение мужества воина, способного отстоять свою землю от врагов. Издавна его связывали с именем легендарного Георгия Победоносца. По древним сказаниям, Георгий происходил из знатного рода и занимал высокую военную должность. Когда началось гонение императора Диоклетиана на христиан, Георгий покинул войско и стал проповедником христианства, за что в 303 году после восьмидневных тяжких мучений был казнен. Существует много сказаний и легенд о жизни, подвигах и чудесах св. Георгия, среди них — и об освобождении им царевны от злого змея (дракона). Особенно популярным в Западной Европе стал культ Победоносца со времен крестовых походов, когда он был объявлен покровителем рыцарей. В средние века почти во всех западноевропейских государствах существовали духовные общества и военно-религиозные рыцарские ордена св. Георгия Победоносца. Он считается покровителем старейшего английского кавалерского ордена Подвязки. На рис. 4 — еще одна монета Великобритании (тоже в 1 крону). На ней изображена королева Елизавета верхом на лошади. Интересно, что монета именуется «кроной» потому, что на ней постоянно чеканились изображения царствующих особ (в переводе крона — краун — означает «корона»). И вновь монета Великобритании — достоинством в 5 шиллингов (рис. 5) со всадником на чистокровной верховой лошади. На мексиканской монете в 1 песо (рис. 6) — женщина, сидящая верхом на коне, с высоко поднятым факелом, олицетворяющая Свободу, символизирует борьбу Мексики за независимость с испанскими колонизаторами, а скачущий воин в шлеме и с копьем на монете Испании достоинством в 10 сентимо (рис. 7) переносит нас в эпоху, когда Испанская колониальная империя имела свои основные владения на Американском континенте. Скачущий воин (только не с копьем, а с мечом), отчеканенный на албанской монете в 1 лек (рис. 8), напоминает о многовековой борьбе народа Албании за освобождение от гнета Турции. Аргентинская монета в 10 песо (рис. 9) рассказывает о повседневной жизни народа этой страны: всадник (очевидно, крестьянин) медленно едет на уставшей лошади, опустив поводья. Об использовании лошади в домашнем хозяйстве повествует и 5-франковая монета Швейцарии (рис. 10). На ней воспроизведена сцена пахоты. В нашей стране на одной из монет достоинством в сто пятьдесят рублей, отчеканенной из платины, помещены античные колесницы — квадриги. Монета приурочена к XXII Олимпийским играм, проходившим в 1980 году в Москве. Были отчеканены еще две монеты, но уже с меньшим номиналом — в пять рублей. Ф. КАМЕНЕЦКИИ

Мистика: конь Леонардо бронзовая статуетка Поздней осенью 1482 года гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи выехал в Милан. Его пригласили туда для создания памятника основателю династии миланских герцогов, знаменитому кондотьеру своего времени, тонкому и ловкому политику Франческо Сфорца. Леонардо с охотой принял это предложение. Живя во Флоренции, художник отказывал себе во многом только для того, чтобы иметь лошадей. Он хорошо разбирался в их повадках, изучил нрав и знал подход к ним. Даже только смотреть на лошадей доставляло ему большое удовольствие. Леонардо нравилось, положив руку на холку, чувствовать легкое подрагивание кожи и мускулов, гладить блестящую шею, смотреть в большие выразительные глаза. Особенно же любил он быстрый бег коня. Ему казалось, что всадник и конь соединены какими-то невидимыми узами, превращающими их как бы в одно целое. Миланские герцоги издавна славились своими конюшнями. Их доверенные люди рыскали по самым отдаленным странам в поисках наиболее породных коней. В конюшнях бок о бок стояли быстрые как ветер арабские скакуны и кони венгерских пород, маленькие степные лошадки из далеких прикаспийских степей и ахаптекинцы, андалузские и лошади многих других пород, которых Леонардо видел впервые. Почти каждое утро художник приходил или на площадь, где хотели установить памятник, или в конюшни. Десятки раз измерял он площадь, десятки раз делал зарисовки ее со всех сторон. Леонардо хотелось, чтобы «Великий колосс», как вскоре стали называть создаваемую им статую, был хорошо виден отовсюду. Он считал, что надо изобразить не спокойно, торжественно выступающего в сознании своего величия и власти всадника, а бурное, стремительное движение и всадника, и коня. Не после победы, а в момент победы. Но изобразить скачущего всадника неизмеримо труднее, чем спокойно выступающего. И Леонардо с новой энергией принимается за изучение лошади в движении, ее анатомии, обращая особое внимание на то, какие мускулы «работают» во время того или иного движения. Листки записных книжек и альбомов покрываются все новыми рисунками. Вот результаты измерений различных частей тела лошади в поисках наиболее гармоничного соотношения. Вот рисунок голов лошадей. Как замечательно нарисованы глаза! Глядя на этот рисунок, как будто чувствуешь влажность и видишь блеск этих глаз. Вот рисунки ног лошади. Опять-таки, с каким вниманием и тщательностью выписан каждый мускул! Великий учитель — природа открывала перед внимательным, ищущим художником новые и новые тайны. Теперь можно приступить к лепке. Но эта работа затягивается: жизнь идет вперед, а с нею и новые заботы. В связи с ухудшившимся внешнеполитическим положением герцогства Леонардо надолго отрывают от памятника для работы по реконструкции старых и созданию новых укреплений... При дворе торжество — и его снова отрывают от «Колосса». Работа затянулась на целых 10 лет. Наконец, она окончена. На площади Кастелло возвышается грандиозная статуя. Всадник огромного роста на всем скаку останавливает бешено мчащегося коня. Конь поднялся на дыбы, вот-вот сейчас опрокинется, но властная рука всадника удерживает его. Статуя произвела потрясающее впечатление. Посмотреть «Великого Колосса» приезжали из всех городов Италии и даже из соседних стран. Модель, стоящая на площади, была сделана из глины. Отлить статую из бронзы не удалось по причинам, нам неизвестным. Скорее всего потому, что ухудшение международного положения заставляло экономить металл. Статуя так и стояла в глине до тех пор, пока французские солдаты, занявшие в 1499 году Милан, варварски не разрушили ее, превратив в мишень для своих упражнений в стрельбе. До нас дошли только восторженные отзывы людей, видевших статую, рисунки, эскизы ее и маленькая бронзовая статуэтка, сделанная Леонардо (см. рис.). Ф. КАМЕНЕЦКИЙ



полная версия страницы